Организационно - педагогические 
 условия    Учреждения,
 влияющие  на  социализацию  детей
    Проблемы  социализации   социальных  сирот    отличаются  особой  сложностью.  Для  включения  социальных  сирот   в   нормальную  жизнь, для    их  приобщения  к  социальным   ценностям  и  нормам  необходимо  изменить  сам  образ  жизни  этих  детей.
    В  деятельности  нашего  учреждения мероприятия, направленные  на  обеспечение  социализации  детей - это  организация   обучения  воспитанников    в  Порецкой  средней   общеобразовательной  школе   совместно    с  семейными  детьми.  Переход   на  обучение   в  Порецкую  СОШ    у  нас  проходил  поэтапно: 
    в  2006 -  2007  учебном  году - учащиеся   6,  10 - 11  классов,
    в  2007 - 2008  учебном  году - учащиеся  1-5 классов,
    в  2008-2009  - учебном  году - учащиеся  8-9  классов.
    Перевод  наших  воспитанников  для  обучения   в  среднюю  школу  села  имеет  ряд  преимуществ:
    Прежде  всего,  положительным  моментом  является  расширение  социальных  контактов,  возможность  подружиться  со  сверстниками, живущими  в  семьях, познакомиться  через  них  с  образом  жизни  семьи.  Несомненно,  все  это  способствует  появлению  у  ребенка  сироты   положительного  образа  семьи,  которому  он  будет  следовать  при  вступлении   в  брак.
    Вторым  положительным  моментом  является   приобретение  опыта  общения  «с  другими   детьми», у   которых  весь  образ  жизни,  существенно  отличается  от  образа  жизни   воспитанникам  интернатного  учреждения.
Если,  обучаясь  в  интернате,  на  5-6  воспитанников  был  один  учебник,  то  в  средней  школе  у  каждого  воспитанника  свой  учебник.  Школа  в  интернатном  учреждении   находилась  на  территории  интерната,  поэтому  у  воспитанников,  почти  у  всех,  не  было  школьного  портфеля.  Обучаясь  в  Порецкой  СОШ    воспитанник   свой  портфель  доносит  до  школы  и  обратно,  как  и  семейный  ребенок.  В  первый  год  обучения   многие   теряли  портфели,  рвали  их,  сейчас  же   на  третий  год  обучения  этой  проблемы  нет.
    Обучаясь  в   школе - интернате   воспитатели   со  звонком  воспитанников  передавали  учителю. На  уроки   в  Порецкую    СОШ  нужно  добираться  самому,  борьба  с  соблазном:  не  дойти  до  школы.   Первые  2  года  это  была  проблема.  На  сегодняшний  день  эта  проблема  решена.
    При  обучении    в  Порецкой   СОШ  наши  воспитанники  делали  сравнение  как  же  мы  одеты  и  многие  пришли  к  выводу:  что  они  одеты  лучше  чем  родительские  дети.  Положительным  моментом  стало  и  то,  что  решается  вопрос  здоровьесбережения  до  школы - интерната  было  10  шагов  до  Порецкой  СОШ   800 метров.  При  переводе  учащихся  в  Порецкую  СОШ  были  две  формы  комплектования  классов:  это  «сиротские»,  укомплектованы  только  детьми  детского  дома   и  несколько  человек  наших  детей  в  классе   совместно  с  другими  детьми.  Практика  показала,  что  искусственное  выделение  воспитанников  в  отдельные  классы  иногда  приводило   к  агрессивности  детей,  вызванной   отношением  к  ним  педагогов. 
Более    благоприятным  оказалось  для  воспитанников  ситуация  обучения  в  классе  совместно  со  сверстниками, воспитывающими   в  семье.
Отношение  школы   к   ученикам,  лишенного  родительского   попечения,  неоднозначно   и  зависит  от  каждого  конкретного  случая.  Здесь  большое  значение  приобретает   отношение  конкретных  педагогов,  так   и  всего  педагогического  коллектива  к  данной  категории  детей.  Однако,  очень  часто  имело  место  ситуация,  когда  дети  из  детского  дома  попадали  в  категории  так  называемых  неудобных,  дезадаптированных  детей.  Педагоги      характеризуют  таких  детей  как  конфликтных,  их  поведение  воспринимается  как  вызывающее,  глупое, независимое,  агрессивное.  Часто  школа  хочет  избавиться   от  этих  учеников.  Дети  чувствуют  недоброжелательное  к  себе  отношение, «отторжение  взрослыми»,   вследствие  чего  вообще  перестают  учиться.
Основой  социализации  детей - сирот  является  трудовая  подготовка. Проблема  трудового  обучения  в  детском  доме  решается  через  общественно- полезный  труд  (уборка  помещений), участие  в  ремонте  (обои  в  спальные  комнаты  клеили  сами   воспитанники)   и  самообслуживание ( ремонт  и    стирка  вещей),  работа  на  приусадебном  участке,  на  цветниках.
Трудовое  обучение  это  важный  аспект  интеграции  выпускников  общества.    Поиск  новых  форм  работы    с  воспитанниками  привел   к созданию  в  детском  доме   столярной  мастерской  для  мальчиков,  для  обучения  кулинарному  делу  на  базе  детского  дома  создана  современная  домашняя  кухня  для  воспитанников.  Куда  была  закуплена  современная  мебель  на  заказ, кухонная  посуда  и  т.д.  Через  домашнюю  кухню  в  течении  учебного  года  проходит  каждый  воспитанник.  Здесь  его  обучают  заваривать  чай,  чистить  и  жарить  картошку,  варить  лапшу, супы,  солить  капусту  и  помидоры  и  т.д.  Эти  навыки   необходимы  при  выходе  за  стены  детского  дома,  чтобы  воспитанник  мог   полученные  здесь  навыки  использовать  в  жизни.
Проводится  работа  и  по  вопросу   временного    трудоустройства  воспитанников   через  биржу  труда.  На  временную  работу  устраиваются   воспитанники  в  каникулы  и  в  свободное  внеурочное  время.  На  сегодняшний  день  на  общественных  работах  через  биржу  труда  задействовано  6  воспитанников.
В  последнее  время  одним  из  направлений, которому   в  деятельности  детского  дома  стало  уделяться  больше  внимания  является  реализация  программ  дополнительного  образования    по  следующим  направлениям:
- художественно - эстетическое;
- социально - педагогическое;
- естественно - научное;
- физкультурно - спортивное.
Воспитанники  детского  дома  программы   дополнительного  образования  реализуют  в  различных  кружках  и  секциях.  В  этом  году   у  нас  работает  9  кружков.  Воспитанники  участвуют   в  спортивных  соревнованиях  и  творческих  конкурсах.  Спортивные  секции  и  кружки  воспитанники   посещают  совместно  с  «семейными»  детьми - это  способствует  увеличению  социальных  контактов.  Например,  волейбол, футбол  10  воспитанников  посещают  в  ДЮСШ,  баскетбол - МОУ  «Порецкая  СОШ»,  легкая  атлетика, тяжелая  атлетика, плавание  в  физкультурно - оздоровительном  комплексе.  Кроме  социальных  контактов  также  наши  воспитанники  учатся  тому,  что посещать   эти  секции  нужно  посещать  в  спортивной  форме,  кроме  этого  форму  нельзя  оставлять.
К  нам  же   на  территорию  детского    дома  приходят  дети  села  кататься  на  коньках,  так  как   две  зимы  подряд   у нас  функционировал  каток,  залитый    силами  воспитанников. Это  единственный   в  селе  каток. Коньки   нам  подарили  наши  шефы   прокуратура   Чувашской  Республики  и  шведские  друзья.
Нашими  педагогами  для  успешной  социализации  воспитанников  в рамках  эксперимента  разработаны   образовательные  программы  дополнительного  образования  детей.  например, программа  «Дизайн»,  автор  Шишкина   Светлана  Ремовна.  Кредо   этой  программы - «стремление  человека   к  красивому»,  Программа  способствует   развитию    художественно -творческих  способностей  детей,  фантазии  и  зрительно - образного  мышления.  Воспитанники  индивидуально  и  коллективно  составляют  эскизы,  зарисовки  образцов,  варианты  композиции,  кроме  того  и  это  немало  важно, воспитанники  учатся  экономическим  требованиям:  рациональное  расходование  материалов,  утилизация  отходов.  И  художественно - прикладное  творчество,  и  чувашская  национальная  вышивка,  и  проектирование - основные  элементы  программы.  Кроме  того  в  детском  доме  разработаны  и  реализуются  программы  воспитания  «Золушка»  для  девочек.  Главная  задача  этой  программы  развить  заложенное  в  каждом  ребенке  способность  к  творчеству,  воспитать  у  него  качество,  необходимое  для  того,  чтобы   в разных  видах  деятельности  он  мог  успешно  действовать,  то  как  исполнитель,  то  как  творец,  как  этого  требует  реальная  жизнь.
Программа  развития  воспитательной  среды  «Стать  Человеком»,  «Ты- личность»    и  другие,  где  особое  место  отводится  на  развитие  способностей  воспитанников  самостоятельно  строить  собственную  жизнь  и  самого  себя   в  процессе  межличностных  отношений.
1  декабря  2008 года  у  нас  подписано  соглашение  о  сотрудничестве  и  организации  взаимоотношений  с  «Чувашским  государственным  педагогическим  университетом  имени   И. Я. Яковлева»  в  лице  ректора  Григорьева  В. Н.  4  раза  в  год   студенты  ЧГПУ    вместе  с  преподавателями   приезжают  к  нам  в  детский  дом  с  разнообразными  программами:  спектаклями (обязательно  с  участием  наших  воспитанников),  играми,  беседами,  тренингами  все  это   мероприятия   направлены   на  социализацию  наших  воспитанников.
Для  успешной  социализации   реализуется   в  нашем  учреждении  проект  республиканского  государственного  образовательного  учреждения  «Центра  психолого -  педагогической  реабилитации  и    коррекции  Министерства  образования  Чувашии  «Сигнал»  (это  русско - шведский  проект,  часть  финансирования  которого  проходит  за  счет  шведской  организации). Проект  стартовал  с    01.09.2007г.  и  был  рассчитан  на  один  год.  Цель  проекта - повышение  качества  психолого - социальной  помощи  детям - сиротам  и  детям  групп  риска,  путем  расширения   социального  партнерства  в  области  реабилитационной   и  профилактической  работы.  Задачи   проекта - оказать  психолого - социальную  поддержку  детям,  протестировать   учащихся   с   целью  диагностики  риска  суицидальных  реакций.  В  течение   года  велась  работа   по  профилактике  суицидов,  не  только  с  воспитанниками, но и  комплексно   с  педагогами.  Работники  центра   приезжали  к  нам  в  детский  дом, жили  у  нас  по  2-3  дня,  проводили  с  воспитанниками   профилактическую,  коррекционно - развивающую   и   реабилитационную  работу  в  форме   игры,  беседы,  тренингов,  тестов  и  т.д.  С  педагогическими  работниками  проводили   обучающиеся   семинары  - тренинги    и  консультирование.  В  основу  которых  была  положена  модульная  программа  «Повышение   профессиональной  компетенции  педагогов  учреждения  интернатного  типа  в  области  профилактики  суицидов   среди  детей  и  подростков».
Если   в  начале  реализации  проекта  к  группе  риска  можно  было  отнести  до  35    воспитанников,  то  к  концу  года  - 11  человек.  Видя,  что  проект  работает,  дети  меняются  в  лучшую  сторону,  больше  улыбок,  открытости,  доброжелательности, желание  учиться, -  проект  продолжил свою  работу  еще  на  2  года.  С  этого  года  теперь  уже  воспитанники (так  называемые  трудные  дети)  выезжают  в  центр г. Чебоксары,     где  с   ними  педагоги  центра  проводят  работу,  включая   и  имеющиеся  у  них  оборудование.
Кроме  того,  в  прошлом  учебном  году  для  разрешения  конфликтной  ситуации  с  учащимися  9  класса  и  педагогами  Порецкой  СОШ  работники  центра   провели  большую  работу,  помогли   разъяснить  педагогам  их  недоработки    с  нашими  воспитанниками,  а  воспитанники   смогли   закончить  успешно   9  классов,  сдать  ЕГЭ  и  поступить   в техникумы.
Вот  уже  более  10  лет  наше  учреждение  сотрудничает   с  благотворительной  шведской  организацией  «Третьяк - Центр»,  которая  основана  Владиславом  Третьяком,  депутатом  Государственной    Думы  и  шведом  Стигом   Нильсоном  (В  прошлом  председатель    федерации  хоккея  Швеции).
  Это  не  государственная  организация  и   не  постоянное  место  работы  для  кого - либо.  Все  члены  организации  обычные  люди,  у  которых  есть  работа  и  свои  семьи.  Организация  представляет  собой  добровольное  объединение  людей,  которая  работает  бескорыстно  и  в  свободное  время.  Они  сами  оплачивают  поездки    детей  в  Швецию  и  их  пребывание  там.
Наши  дети   до  32  человек  ежегодно  выезжают  на  летние  каникулы    в    шведские  семьи  и  в  течении  трех,  шести  и  девяти  недель  живут  в  семье,  окруженные  заботой  и  любовью, начинают  общаться  на  шведском  языке,  совершенствуют  английский  язык.
 
Hosted by uCoz