Организационно - педагогические
условия Учреждения,
влияющие на социализацию детей
Проблемы социализации социальных сирот отличаются особой сложностью. Для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей.
В деятельности нашего учреждения мероприятия, направленные на обеспечение социализации детей - это организация обучения воспитанников в Порецкой средней общеобразовательной школе совместно с семейными детьми. Переход на обучение в Порецкую СОШ у нас проходил поэтапно:
в 2006 - 2007 учебном году - учащиеся 6, 10 - 11 классов,
в 2007 - 2008 учебном году - учащиеся 1-5 классов,
в 2008-2009 - учебном году - учащиеся 8-9 классов.
Перевод наших воспитанников для обучения в среднюю школу села имеет ряд преимуществ:
Прежде всего, положительным моментом является расширение социальных контактов, возможность подружиться со сверстниками, живущими в семьях, познакомиться через них с образом жизни семьи. Несомненно, все это способствует появлению у ребенка сироты положительного образа семьи, которому он будет следовать при вступлении в брак.
Вторым положительным моментом является приобретение опыта общения «с другими детьми», у которых весь образ жизни, существенно отличается от образа жизни воспитанникам интернатного учреждения.
Если, обучаясь в интернате, на 5-6 воспитанников был один учебник, то в средней школе у каждого воспитанника свой учебник. Школа в интернатном учреждении находилась на территории интерната, поэтому у воспитанников, почти у всех, не было школьного портфеля. Обучаясь в Порецкой СОШ воспитанник свой портфель доносит до школы и обратно, как и семейный ребенок. В первый год обучения многие теряли портфели, рвали их, сейчас же на третий год обучения этой проблемы нет.
Обучаясь в школе - интернате воспитатели со звонком воспитанников передавали учителю. На уроки в Порецкую СОШ нужно добираться самому, борьба с соблазном: не дойти до школы. Первые 2 года это была проблема. На сегодняшний день эта проблема решена.
При обучении в Порецкой СОШ наши воспитанники делали сравнение как же мы одеты и многие пришли к выводу: что они одеты лучше чем родительские дети. Положительным моментом стало и то, что решается вопрос здоровьесбережения до школы - интерната было 10 шагов до Порецкой СОШ 800 метров. При переводе учащихся в Порецкую СОШ были две формы комплектования классов: это «сиротские», укомплектованы только детьми детского дома и несколько человек наших детей в классе совместно с другими детьми. Практика показала, что искусственное выделение воспитанников в отдельные классы иногда приводило к агрессивности детей, вызванной отношением к ним педагогов.
Более благоприятным оказалось для воспитанников ситуация обучения в классе совместно со сверстниками, воспитывающими в семье.
Отношение школы к ученикам, лишенного родительского попечения, неоднозначно и зависит от каждого конкретного случая. Здесь большое значение приобретает отношение конкретных педагогов, так и всего педагогического коллектива к данной категории детей. Однако, очень часто имело место ситуация, когда дети из детского дома попадали в категории так называемых неудобных, дезадаптированных детей. Педагоги характеризуют таких детей как конфликтных, их поведение воспринимается как вызывающее, глупое, независимое, агрессивное. Часто школа хочет избавиться от этих учеников. Дети чувствуют недоброжелательное к себе отношение, «отторжение взрослыми», вследствие чего вообще перестают учиться.
Основой социализации детей - сирот является трудовая подготовка. Проблема трудового обучения в детском доме решается через общественно- полезный труд (уборка помещений), участие в ремонте (обои в спальные комнаты клеили сами воспитанники) и самообслуживание ( ремонт и стирка вещей), работа на приусадебном участке, на цветниках.
Трудовое обучение это важный аспект интеграции выпускников общества. Поиск новых форм работы с воспитанниками привел к созданию в детском доме столярной мастерской для мальчиков, для обучения кулинарному делу на базе детского дома создана современная домашняя кухня для воспитанников. Куда была закуплена современная мебель на заказ, кухонная посуда и т.д. Через домашнюю кухню в течении учебного года проходит каждый воспитанник. Здесь его обучают заваривать чай, чистить и жарить картошку, варить лапшу, супы, солить капусту и помидоры и т.д. Эти навыки необходимы при выходе за стены детского дома, чтобы воспитанник мог полученные здесь навыки использовать в жизни.
Проводится работа и по вопросу временного трудоустройства воспитанников через биржу труда. На временную работу устраиваются воспитанники в каникулы и в свободное внеурочное время. На сегодняшний день на общественных работах через биржу труда задействовано 6 воспитанников.
В последнее время одним из направлений, которому в деятельности детского дома стало уделяться больше внимания является реализация программ дополнительного образования по следующим направлениям:
- художественно - эстетическое;
- социально - педагогическое;
- естественно - научное;
- физкультурно - спортивное.
Воспитанники детского дома программы дополнительного образования реализуют в различных кружках и секциях. В этом году у нас работает 9 кружков. Воспитанники участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Спортивные секции и кружки воспитанники посещают совместно с «семейными» детьми - это способствует увеличению социальных контактов. Например, волейбол, футбол 10 воспитанников посещают в ДЮСШ, баскетбол - МОУ «Порецкая СОШ», легкая атлетика, тяжелая атлетика, плавание в физкультурно - оздоровительном комплексе. Кроме социальных контактов также наши воспитанники учатся тому, что посещать эти секции нужно посещать в спортивной форме, кроме этого форму нельзя оставлять.
К нам же на территорию детского дома приходят дети села кататься на коньках, так как две зимы подряд у нас функционировал каток, залитый силами воспитанников. Это единственный в селе каток. Коньки нам подарили наши шефы прокуратура Чувашской Республики и шведские друзья.
Нашими педагогами для успешной социализации воспитанников в рамках эксперимента разработаны образовательные программы дополнительного образования детей. например, программа «Дизайн», автор Шишкина Светлана Ремовна. Кредо этой программы - «стремление человека к красивому», Программа способствует развитию художественно -творческих способностей детей, фантазии и зрительно - образного мышления. Воспитанники индивидуально и коллективно составляют эскизы, зарисовки образцов, варианты композиции, кроме того и это немало важно, воспитанники учатся экономическим требованиям: рациональное расходование материалов, утилизация отходов. И художественно - прикладное творчество, и чувашская национальная вышивка, и проектирование - основные элементы программы. Кроме того в детском доме разработаны и реализуются программы воспитания «Золушка» для девочек. Главная задача этой программы развить заложенное в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качество, необходимое для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать, то как исполнитель, то как творец, как этого требует реальная жизнь.
Программа развития воспитательной среды «Стать Человеком», «Ты- личность» и другие, где особое место отводится на развитие способностей воспитанников самостоятельно строить собственную жизнь и самого себя в процессе межличностных отношений.
1 декабря 2008 года у нас подписано соглашение о сотрудничестве и организации взаимоотношений с «Чувашским государственным педагогическим университетом имени И. Я. Яковлева» в лице ректора Григорьева В. Н. 4 раза в год студенты ЧГПУ вместе с преподавателями приезжают к нам в детский дом с разнообразными программами: спектаклями (обязательно с участием наших воспитанников), играми, беседами, тренингами все это мероприятия направлены на социализацию наших воспитанников.
Для успешной социализации реализуется в нашем учреждении проект республиканского государственного образовательного учреждения «Центра психолого - педагогической реабилитации и коррекции Министерства образования Чувашии «Сигнал» (это русско - шведский проект, часть финансирования которого проходит за счет шведской организации). Проект стартовал с 01.09.2007г. и был рассчитан на один год. Цель проекта - повышение качества психолого - социальной помощи детям - сиротам и детям групп риска, путем расширения социального партнерства в области реабилитационной и профилактической работы. Задачи проекта - оказать психолого - социальную поддержку детям, протестировать учащихся с целью диагностики риска суицидальных реакций. В течение года велась работа по профилактике суицидов, не только с воспитанниками, но и комплексно с педагогами. Работники центра приезжали к нам в детский дом, жили у нас по 2-3 дня, проводили с воспитанниками профилактическую, коррекционно - развивающую и реабилитационную работу в форме игры, беседы, тренингов, тестов и т.д. С педагогическими работниками проводили обучающиеся семинары - тренинги и консультирование. В основу которых была положена модульная программа «Повышение профессиональной компетенции педагогов учреждения интернатного типа в области профилактики суицидов среди детей и подростков».
Если в начале реализации проекта к группе риска можно было отнести до 35 воспитанников, то к концу года - 11 человек. Видя, что проект работает, дети меняются в лучшую сторону, больше улыбок, открытости, доброжелательности, желание учиться, - проект продолжил свою работу еще на 2 года. С этого года теперь уже воспитанники (так называемые трудные дети) выезжают в центр г. Чебоксары, где с ними педагоги центра проводят работу, включая и имеющиеся у них оборудование.
Кроме того, в прошлом учебном году для разрешения конфликтной ситуации с учащимися 9 класса и педагогами Порецкой СОШ работники центра провели большую работу, помогли разъяснить педагогам их недоработки с нашими воспитанниками, а воспитанники смогли закончить успешно 9 классов, сдать ЕГЭ и поступить в техникумы.
Вот уже более 10 лет наше учреждение сотрудничает с благотворительной шведской организацией «Третьяк - Центр», которая основана Владиславом Третьяком, депутатом Государственной Думы и шведом Стигом Нильсоном (В прошлом председатель федерации хоккея Швеции).
Это не государственная организация и не постоянное место работы для кого - либо. Все члены организации обычные люди, у которых есть работа и свои семьи. Организация представляет собой добровольное объединение людей, которая работает бескорыстно и в свободное время. Они сами оплачивают поездки детей в Швецию и их пребывание там.
Наши дети до 32 человек ежегодно выезжают на летние каникулы в шведские семьи и в течении трех, шести и девяти недель живут в семье, окруженные заботой и любовью, начинают общаться на шведском языке, совершенствуют английский язык.